Каждый день человек делает выбор. Нам приходится выбирать все: начиная с простых вещей вроде напитка на завтрак и заканчивая сложными решениями, например, куда пойти учиться или как правильно строить отношения.
Чтобы сделать верный выбор, важно понимать суть вещей или действий, из которых приходится выбирать. От того, каким ты сегодня выйдешь в этот мир, зависит твой успех. Поэтому каждая деталь достойна внимания. Особенно парфюмерный гардероб, ведь запахи — это язык, который интуитивно понимают все люди, даже не осознавая этого.
На рынке тысячи парфюмерных продуктов. Чтобы ты не запутался в таком многообразии, объясним подробно разницу между ними. Ты поймешь, чем отличается парфюмерная вода от туалетной воды и чем туалетная вода отличается от духов.
Парфюмерия (от фр. parfum) — это группа веществ для ароматизации воздуха в помещениях, тела или одежды. Parfum в переводе на русский означает «аромат», «запах». Хотя Франция и считается, по традиции, страной-законодателем мод в парфюмерии, искусство создания душистых предположительно, из Римской империи. А использовать ароматы в быту и религиозных ритуалах люди научились еще раньше.
В Древнем Египте изготавливали масляные духи, в Индии производили розовую воду, эфирные масла и эссенции, арабы долгое время оставались основными поставщиками сандала, камфоры, мускуса. Европа познакомилась с парфюмерией примерно в X—XII вв. еках, а первым самым распространенным ароматом стала «кёльнская вода» (Eau de Cologne по-французски), которая дала название целой группе парфюмерных композиций — одеколонам.
Промышленное производство парфюмерии расцвело в XIX веке. Тогда ручной труд сменился машинным, штучный товар стали выпускать партиями. Постепенно сформировалась классификация парфюмерных продуктов, которая используется и сейчас.
Вся разница — в составе. Зная состав, понимаешь, чем отличаются духи от парфюмированной воды и как отличить туалетную воду от духов.
Духи — продукт с наивысшей концентрацией душистых веществ (20−30% парфюмерной основы).
Парфюмерной водой (Eau de parfum) называется косметическое средство с менее интенсивным ароматом. Здесь 15−20% ароматических веществ в составе.
Что такое туалетная вода? Туалетная вода (Eau de toilette) еще менее концентрированная ароматная жидкость. Ее композиция состоит из парфюмерной основы лишь на 5−15%.
Если до сих пор тебя мучал вопрос, туалетная вода — это духи или нет, то теперь ты знаешь наверняка, что это два совершенно разных продукта.
Интересно изучить распределение парфюмерии по группам ароматов. По классике, это два подхода: колесо М. Эдвардса и традиционная классификация, утвержденная французским комитетом парфюмерии в 1990 году.
Знаменитый парфюмер Майкл Эдвардс, известный в профессиональных кругах как лучший «нос» мира, создал свою классификацию ароматов в 1983-м, а оформил ее в виде «колеса» в 1992-м. Все известные запахи Эдвардс разделил на четыре семейства: древесные, цветочные, восточные и свежие. В каждой семье есть подгруппы, всего их четырнадцать, они располагаются по кругу друг за другом согласно принципу схожести и родственности.
По Эдвардсу, истинно цветочные ароматы — это:
▪ аккорды свежесрезанных цветов;
▪ ноты розы, жасмина, иланг-иланга и пр.
Цветочные мягкие:
▪ альдегиды;
▪ легкие цветочные ноты с нежными сливочно-пудровыми оттенками.
Пример цветочно-восточного аромата — цветы апельсинового дерева, дополненные сладкими специями с ориентальным звучанием. Эта группа парфюмов считается наиболее подходящей для женщин.
В группе восточных парфюмов Эдвардс относит к собственно восточным ароматы со следующими характеристиками:
▪ ноты мирры, ладана;
▪ плотное, дымное звучание.
Восточные мягкие — это:
▪ натуральная и синтетическая амбра;
▪ лабданум;
▪ амброксан.
Восточно-древесные ароматы:
▪ бобы тонка;
▪ ваниль;
▪ пряности и специи в союзе с теплыми нотами сандала.
К собственно древесным ароматам М. Эдвардс причисляет:
▪ ветивер;
▪ экзотические сорта деревьев.
К сухим древесным:
▪ кору;
▪ сандаловое дерево;
▪ кедр;
▪ кашмирское дерево.
К мшисто-древесным парфюмер относит ароматы леса, например комбинацию свежих нот бергамота, пачули и дубового мха. Древесные ароматы традиционно рассматриваются как мужские парфюмы. Чем отличаются мужские духи от туалетной воды, так это стойкостью и насыщенностью.
В группу фужерных ароматов входят:
▪ лаванда,
▪ кумарин;
▪ бергамот.
Цитрусовые парфюмы включают ноты:
▪ апельсина;
▪ лайма;
▪ лимона;
▪ грейпфрута.
Водные ароматы:
▪ морские соленые;
▪ акватические ноты лилии;
▪ озоновые оттенки.
Зеленые ароматы:
▪ свежескошенная трава;
▪ листья зеленого чая.
Фруктовые ноты:
▪ персик;
▪ груша;
▪ яблоко;
▪ ягоды и т. п.
Французский комитет парфюмерии делит парфюмерные эссенции на семь групп:
— цитрусовые;
— цветочные;
— папоротниковые, или фужерные;
— шипровые (сочетание цитрусовых нот, бергамота, нероли, мха, мускуса и
древесных ароматов);
— древесные;
— амбровые, или восточные;
— кожаные. Впервые выделены в самостоятельную группу в этой классификации.
В 90-х появилось две новые группы ароматов.
В состав ароматов входят парфюмерная основа, спирт и дистиллированная вода. Парфюмерная основа составлена из натуральных или синтетических отдушек. Спирт служит соединительным веществом, помогает всем компонентам смешиваться и долго держаться на теле или одежде.
До последней трети XIV века духи делали на масляной основе. Сейчас такая технология все еще используется, но преимущественно арабскими производителями (Турция, Египет). Введение спирта в состав ароматов стало знаковой точкой в развитии парфюмерии. Историки не знают наверняка, кто автор этого изобретения. Известно только, что в 1370 году духи на основе спирта монах-отшельник преподнес в дар королеве Венгрии.
Людей часто интересует, более стойкая парфюмерная или туалетная вода, в чем принципиальная разница между духами и туалетной водой. Непрофессионалу сложно разобраться: для чего парфюмерная вода, а туалетная вода — это что. Главные характеристики, отличающие парфюмерные продукты друг от друга, — стойкость и насыщенность.
Дольше и громче остальных звучат духи. Длительная стойкость достигается высоким содержанием спирта и концентрацией парфюмерной основы. На теле духи остаются более 5 часов, а на ткани — трое суток и дольше, иногда вплоть до следующей стирки.
На втором месте по стойкости парфюмерная вода. Аромат не такой насыщенный, потому что душистых веществ в составе не больше 20%. На коже парфюм заметен 3−4 часа, на одежде сохраняется сутки-двое.
Третью строчку рейтинга занимает туалетная вода, в которой содержится до 10% парфюмерной основы. Обладает ненавязчивым, легким ароматом, без шлейфа. Есть легенда, что туалетную воду изобрел Наполеон. Оказавшись в изгнании, он остался без самых необходимых в быту вещей. В числе прочего отсутствовал одеколон. Тогда бывший император смешал спирт с маслом бергамота, чтобы освежать тело. Ароматную жидкость он назвал туалетной водой, и название крепко прижилось.
Наименее стойкое и яркое звучание у одеколона. В состав входит 1−1,5% душистых веществ, поэтому аромат ощущается только при приближении к человеку. Одеколон считается самым интимным парфюмом.
Теперь ты знаешь, как правильно определить, что тебе нужно: парфюмерная вода. Это зависит от настроения, повода, случая, времени года. Главное — чтобы парфюм приносил удовольствие.
Чтобы твой парфюмерный гардероб стал идеальным, мало знать, чем отличается парфюм от духов. Существуют правила использования ароматов. Эти рекомендации вывели профессионалы парфюмерной индустрии на основе многолетнего опыта.
Правило № 1. Парфюм наносят на сухую и чистую кожу. Это очень важно, чтобы аромат раскрылся так, как задумал его создатель. Если предварительно использовать другие косметические продукты, например молочко для тела или лосьон, их запахи смешаются с парфюмерной композицией и изменят ее. Не факт, что в лучшую сторону. Естественные запахи тела тоже нужно свести к минимуму, поэтому кожа должна быть чистой. В идеале парфюм наносится после гигиенических процедур.
Правило № 2. Наноси аромат на 2−3 зоны одновременно. Будь то насыщенный парфюм или туалетная вода, соблюдай меру. Всякий аромат — это деталь гардероба, а не самодостаточный элемент. Никому не приятно ощущать удушливый концентрированный запах, особенно в местах большого скопления людей.
Правило № 3. Комбинируй гармонично. Многим нравится самостоятельно создавать парфюмерные композиции в зависимости от настроения. Не забывай о сочетаемости душистых нот. Например, цитрусовые ноты созвучны древесными, морскими или фруктовыми. А минеральные впишутся далеко не во всякую композицию.
Правило № 4. Храни парфюмерию, как написано на упаковке продукта. То есть в сухом темном месте при температуре не выше 25 градусов по Цельсию. Солнечные лучи и жара быстро портят вещества в составе ароматов. Срок хранения, рекомендованный производителем, тоже важен.
Духи и парфюм — разница становится особенно заметна при выборе способа нанесения. Существует два основных:
▪ традиционный;
▪ «облако».
Традиционно парфюмерные продукты распыляют на зону декольте и за ушами. Достаточно 2-3 нажатий на спрей. Способ «Облако» предлагает сначала распылить аромат в пространстве, а потом зайти в душистое облачко в одежде или без нее. Так молекулы парфюма распределяются по телу и волосам равномерно и раскрываются на коже деликатно.
Правила для духов:
- всего пара капель или нажатий на дозатор;
- нанести в места, где близко расположены сосуды: запястье, в ямку за ухом или впадинку на шее.
Правила для парфюмерной и туалетной воды:
- чем насыщеннее аромат, тем меньше «пшиков»;
- можно распылять на шею, руки и одежду.
Раскрытие аромата — это процесс поэтапного проявления душистых веществ, входящих в состав парфюмерной композиции. В основе процесса ольфакторная пирамида, описывающая последовательность раскрытия нот, которая зависит от интенсивности их испарения. Это классический принцип французской парфюмерной школы.
Плавность перехода между тремя уровнями создают единство и гармонию всей парфюмерной композиции. В изящности такого перехода отражается истинное мастерство парфюмеров.
Размышляя, что устойчивее: туалетная или парфюмерная вода — нужно помнить, что на раскрытие аромата и его стойкость влияет одновременно несколько факторов окружающей среды: температура воздуха, влажность, ветер или его отсутствие. Установлено, что наиболее ярко духи раскрываются при температуре 38° С. Поэтому в жару рекомендованы легкие и «воздушные» ароматы с зелеными или свежими нотами.
Как проявится парфюм, зависит и от типа кожи человека, его гормонального фона и эмоций. На жирной коже аромат раскрывается медленно, постепенно, потому что она холоднее, чем сухая. По статистике, сухая кожа у людей со светлыми волосами, а темноволосые — обладатели жирной кожи.
Чтобы правильно выбрать парфюмерное средство, нужно первым делом
определить цель его применения:
— повседневное использование;
— для создания исключительного образа (например, для тематической вечеринки);
— для демонстрации статуса;
— чтобы сформировать у окружающих нужное впечатление о себе и т. д.
Затем разобраться:
— чем отличается парфюм от туалетной воды;
— чем отличаются туалетные духи от туалетной воды.
Изучив вопрос подробно, ты точно сделаешь правильный выбор.
Теперь ты знаешь о парфюмах все, что знают профессионалы. Выбирай ароматы, которые помогут тебе раскрыться и подчеркнуть свою индивидуальность. Будь разным, оставайся собой!
Читай также о том, что такое пачули и как его используют в парфюмерии.