полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол полупол

Как читать пирамиду аромата

Мир вокруг так изобилен. Ежедневно люди сталкиваются с многообразием предложений, будь то богатый ассортимент продуктов в супермаркете, длинный список направлений для путешествия или разнообразие модных бутиков. Поэтому решающее значение приобретает умение сделать правильный выбор.

Парфюмерия такая же обязательная часть жизни, как одежда или косметика. Все пользуются духами независимо от пола, возраста, характера или жизненной позиции.

Научиться правильно выбирать парфюмерные продукты — значит бесконечно расширять палитру своей жизни, выделяться в толпе и каждый день радоваться, вдыхая любимые ароматы.

В этой статье рассказываем, как разбираться в духах, чтобы помочь тебе с выбором.

Что такое ольфакторные пирамиды?

Ольфакторная пирамида — это структура, которая описывает, как раскрываются ноты духов.

Музыкальная терминология используется в парфюмерии с середины XIX века. В 1857 году вышла книга химика Дж. Пиесса «Искусство парфюмерии». Ученый предложил теорию, что композиция аромата сродни композиции музыкального произведения. Каждый отдельный запах соответствует ноте на клавиатуре органа. Духи — это продукт взаимодействия, последовательного и параллельного, запахов-нот между собой.

Пиесс даже разработал проект музыкального инструмента, одофона, на котором можно было бы исполнять парфюмерные симфонии. С нажатием клавиш в воздух выбрасывались бы ароматические вещества. Создать инструмент ученому не удалось, но теория оказалась полезной и работает больше века.

В 1923 г. парфюмер У. Поучер издал учебное пособие «Парфюмерия, косметика и мыло». В книге он описал метод классификации душистых веществ по скорости испарения. Поучер разделил ноты на верхние, средние и базовые, которые звучат недолго, некоторое время и часами соответственно. Например, мандарин он причислял к верхним нотам, а ладан, пачули и ветивер — к стойким базовым.

В 1990 г. окончательно сформировалась структура ольфакторной пирамиды, которая используется для описания нот в парфюмерии. Термин «ольфакторное восприятие» обозначает способность человека формировать в воображении целостный образ на основе анализа запахов. Вдыхая ароматы, люди не только получают физическое наслаждение. Мозг выстраивает ассоциативную цепочку к событиям, предметам, местам или другим людям из прошлого, позволяя человеку вновь испытывать те же эмоции, которые он испытывал давно. Поэтому восприятие духов — это комплекс ощущений, формируемых композицией аромата.

Структура пирамиды аромата

Пирамида аромата состоит из трех «этажей»: верхнего — открывающих нот, среднего — нот сердца и нижнего — шлейфа. Если оставаться в музыкальной парадигме, то раскрытие аромата подобно игре оркестра. Мелодия начинается с ярких звонких нот, затем плавно подходит к кульминации и медленно затихает долгим звучанием базовых аккордов.

Одинаковые ноты могут звучать по-разному, находясь на разных этажах пирамиды. Например, если первой звучит ваниль, то ее аромат будет звонким, сладким, даже вызывающим аппетит. Но если ваниль используется в шлейфе, то звучание будет приглушенным, обволакивающим.

Истинное мастерство парфюмера — в создании гармоничных переходов между этажами ольфакторной пирамиды. Чем более плавно и естественно верхние ноты сменяются базовыми и уходят в шлейф, тем больше стараний приложил создатель духов.

Верхние ноты в парфюмерии

Молекулы верхних нот мелкие, легкие и быстро испаряются. Головные ноты аромата отвечают за впечатление от первого знакомства. Традиционно парфюмеры предпочитают включать в композицию верхнего этажа пирамиды летучие соединения, которые звучат недолго, но распространяются далеко.

К распространенным в парфюмерных продуктах открывающим нотам относятся:
▪ фруктовые (персик, груша, яблоко);
▪ ягодные (малина, вишня, черная смородина);
▪ морские;
▪ цитрусовые (лайм, лимон, мандарин);
▪ пряные (перец, мята).

Как долго звучат головные ноты аромата, зависит от характеристики веществ в составе. Обычно их партия в оркестре звучит от 10 минут до часа.

В процессе подбора парфюма по нотам помни про золотое правило. Когда распыляешь аромат на блоттер, дай ему время раскрыться, не делай вывод по первым ощущениям. Поднеси блоттер к носу на 2-3 секунды несколько раз, тогда ты поймешь истинный характер духов.

Что такое ноты сердца в парфюмерии

Средние ноты в парфюмерии — это каркас аромата, кульминация его композиции и демонстрация задумки автора. Их слышно через пару минут после распыления, однако в полную громкость они зазвучат только после испарения верхних нот. Ноты сердца остаются рядом с человеком в отличие от головных. Они менее летучие и испаряются медленнее.

Классические средние ноты:
▪ цветочные (роза, жасмин, иланг-иланг);
▪ пудровые (ирис, фиалка, мимоза);
▪ пряные гурманские (корица, кардамон).

В среднем ноты сердца ощутимы в течение 6 часов. Но их стойкость зависит от условий внешней среды: температуры, уровня влажности, силы ветра.

Нижние ноты

Ноты шлейфа звучат дольше остальных. Это тот самый аккомпанемент, без которого музыкальная композиция потеряла бы объемность звука, а духи — плотность и насыщенность. Нижние ноты ольфакторной пирамиды сопровождают человека сутки и дольше, а на волосах и одежде сохраняются 3–5 дней.

В композицию базовых нот парфюмеры включают:
▪ бальзамические (мирру, ладан, смолу);
▪ мускусные (амбретту, ангелику, разновидности мускуса);
▪ кожаные;
▪ алкогольные (ликер, коньяк);
▪ бобы тонка;
▪ мох.

Чтобы правильно оценить аромат при покупке, лучше тестировать его на коже в течение суток. За это время получится спокойно понаблюдать, как раскрываются ноты духов. Пристального внимания заслуживает звучание базы, ведь оно самое длительное, поэтому должно вызывать приятные эмоции.

Группы и семейства ароматов

Парфюмер М. Эдвардс, известный как лучший «нос» в мире, разработал классификацию ароматов в 1983 году, а в 1992-м оформил ее в виде «колеса». Все запахи Эдвардс разделил на древесные, цветочные, восточные и свежие, четыре больших семейства. В каждой семье есть группы, в общем их четырнадцать. Ноты располагаются друг за другом по принципу схожести.

Чтобы красочнее представлять себе аромат по описанию духов, рассмотрим семейства Эдвардса подробно.

Цветочное семейство
В семью входят ароматы:
▪ цветочные (тюльпан, гиацинт, сирень, хризантема);
▪ цветочные мягкие (альдегиды, легкие ноты со сливочно-пудровыми оттенками);
▪ цветочно-восточные (цветы апельсинового дерева, мандарина, граната, дамасская роза).

Восточное семейство
Подразделяется на подгруппы:
▪ восточные (анис, куркума, шафран);
▪ восточные мягкие (амбра, лабданум, амброксан);
▪ восточно-древесные (бобы тонка, сандал).

Семейство древесных ароматов
Включает три группы:
▪ древесные (ветивер, дуб, уд);
▪ древесные сухие (кора, кедр, кашмирское дерево);
▪ мшисто-древесные (ароматы леса и мха).

Семейство свежих ароматов
Духи этого семейства одинаково подходят женщинам и мужчинам. Подразделяются на:
▪ фужерные (с нотами лаванды, кумарина);
▪ цитрусовые (грейпфрут, лимон, мендарин);
▪ водные (акваль, аквозон, озоновые оттенки);
▪ зеленые (мате, плющ, хмель);
▪ фруктовые (виноград, арбуз, кокос, дыня).

В 1990 г. появилась классификация французского комитета парфюмерии (Le Comite Francais du Parfum). Парфюмерные композиции разделили на семь групп:
  1. Цитрусовые (лайм, помело, грейпфрут);
  2. Цветочные (гибискус, клевер, незабудка);
  3. Папоротниковые, или фужерные (лаванда, кумарин, бергамот);
  4. Шипровые (сочетание цитрусовых, бергамота, нероли, мха, мускуса и древесных ароматов);
  5. Древесные (сосна, бамбук, клен);
  6. Амбровые, или восточные (амбра, ладан, сандал, мускус);
  7. Кожаные (впервые выделены в отдельную группу, ароматы кожи и замши).

В 90-х годах сформировалось еще две обширные группы ароматов:
Гурманские. С нотами выпечки, меда, пралине, сахарной ваты, маршмеллоу и пр.
Минеральные. В составе необычные ноты: асфальт, лед, торф, пыль, пепел, щебень, парафин.

Классическая и перевернутая пирамида

Визуально ольфакторная пирамида представляет собой треугольник с равными сторонами, разделенный на секторы горизонтальными линиями. Верхние, средние и базовые ноты аромата занимают верхний, промежуточный и нижний сектор соответственно. Это классическая схема, которая определяет порядок звучания нот в композиции. Распыляя аромат, человек сначала ощущает яркие стартовые ноты. Когда их насыщенность растворяется, подключаются ноты сердца. Последними вступают шлейфовые ноты, которые звучат долго, плотно и заземленно. Чаще всего в описании туалетной воды или духов используется эта традиционная структура.

Парфюмерия — это искусство, поэтому неудивительно, что однажды какой-то мастер попробовал перевернуть все с ног на голову и продемонстрировать миру новую схему, «от обратного». Перевернутая ольфакторная пирамида изображает ту же структуру, что и классическая, но с точностью до наоборот. Тяжелая завеса шлейфа медленно поднимается, открывая композицию сердечных нот. Только через время становятся заметны легковесные, воздушные верхние ноты.

Спиральная структура

До XX века парфюмерные продукты производили исключительно из натуральных компонентов. Парфюмеры создавали душистые композиции из эфирных масел, экстрактов растений и спирта. С развитием химической промышленности список нот в парфюмерии пополнился синтетическими веществами.

С одной стороны, искусственные ароматические ноты заменяют натуральные, получаемые от животных, и это важный шаг для сохранения биоразнообразия на Земле. С другой стороны, синтетические отдушки дают большую свободу для творчества. Сейчас парфюмеры способны воспроизвести ароматы, которые раньше не включали в состав духов. Например, озоновые или акватические ноты, минеральные оттенки.

Эволюция изменила и традиционную пирамиду ароматов, трансформировав ее в спиральную структуру. Теперь композиция может раскрываться свободнее: теплые базовые в привычном понимании ноты сменяются прохладными нотами сердца, а после вновь звучат в полную силу. Такая структура похожа на шелковую ленту, обвивающую тело. Здесь сложно четко определить, какие ноты в духах являются главными. В композиции присутствует одновременно несколько акцентов.

Линейная композиция и моноароматы

Известно, что раскрытие аромата — процесс, протекающий индивидуально у каждого человека. На звучание парфюма влияет и тип кожи, и гормональный фон, и даже настроение. Однако существуют ароматы, сохраняющие запах таким же, как из флакона, независимо от внешних обстоятельств. Это парфюмы с линейной композицией. Понять такой аромат духов — как описать игру оркестра, который берет лишь один аккорд. Этот аккорд остается неизменным и постепенно угасает.

Моноароматы — подвид линейных. Их композиция построена на одной ноте. Наиболее часто выпускают духи с ароматом одного цветка, фрукта, ягоды или специи. Эти парфюмы звучат фоново, поэтому уместны для ежедневного использования. Имея несколько моноароматов, можно создавать собственные композиции под настроение или для определенного случая. Определив, какие ноты отвечают за стойкость, ты можешь сделать купаж, который останется с тобой до самого вечера или продержится лишь несколько часов. Моноароматы довольно популярны, поскольку выгодно отличаются от сложных композиций чистым прямолинейным звучанием.

Правила знакомства с пирамидой аромата

Мы разобрали, что значит верхние ноты в духах, какие ноты в пирамиде аромата называют ядром аромата и какие ноты отвечают за стойкость. Но любая теория полезна, только если помогает принимать верные решения на практике.
Представим, что ты в парфюмерном бутике выбираешь аромат. Вот семь полезных советов, как знакомиться с парфюмами.

  1. За один раз пробуй 7–10 духов. Такое количество запахов в силах удержать кратковременная память. Одиннадцатый и последующий парфюмы ты не почувствуешь без искажений.
  2. В перерыве между итерациями сделай пару глотков воды или другого напитка. Глотательные движения «очищают» рецепторы.
  3. Не складывай блоттеры вместе: запахи смешаются и растворятся друг в друге.
  4. На кожу наноси два парфюма, которые понравились больше остальных. Рекомендуется распылять аромат на запястье.
  5. Перед тем, как нанести парфюм, не используй никаких уходовых средств. Посторонний аромат изменит запах духов.
  6. Выбирай духи в хорошем настроении. Уныние или агрессия плохие советчики: могут раздражать даже те ноты, которые раньше нравились и звучали для тебя красиво.
  7. Перед покупкой проведи с ароматом не меньше суток, чтобы понять, насколько он твой.
Понимание, как разбираться в парфюмерии, приходит с опытом. Это процесс, ценный и увлекательный сам по себе. Когда читаешь описание ольфакторной пирамиды или смотришь видео с разбором духов, не концентрируйся на чужих ассоциациях. При знакомстве с ароматом ты составишь собственное впечатление от эмпирического опыта. Как мы уже писали выше, парфюмерия — это творчество, а в творчестве нет никаких ограничений или правил. Выбирай для себя то, что нравится именно тебе. Не так важно, модно ли это, важно, сделает ли это тебя счастливым.

Духи или парфюмерная вода - читай также об особенностях выбора парфюма в нашем блоге.

Читайте еще